top of page
Поиск

Традиционный узор. Буквальное и символическое.

О вышивке. Толкование.


Вышивка это живой узор, толкование которого требует такой же живой потребности и смелости, так как отсылает исследователя к индивидуальной и коллективной истории, мифу, нарративу.


Из ярко-красной полосатой, клетчатой ткани сшиты рубаха, короткий «навершник» и передник, украшенные пёстрыми вставками шёлковых лент, ситцевых полосок, кружев, яркой вышивкой, подражающей узорам браного ткачества. Широкая одежда, в которой преобладают поперечные членения узоров, придавала фигуре женщины статность.
Костюм крестьянки Касимовского уезда Рязанской губернии. Начало XX века.

"Русская народная вышивка занимает особое место в культуре и имеет множество значений. Характерной чертой русской народной вышивки является ее культурная амбивалентность. С одной стороны, вышивка является продуктом материальной культуры, с другой – представляет собой – продукт духовного творчества, который содержит в себе знаково-символический культурный текст.

Вышивка как феномен культуры представляет собой язык культуры, который идентифицирует тексты различных культур и выступает как со-бытие культуры, исходя из чего русская народная вышивка, как архитектонический вид искусства, является средством диалога культур и народов."


"Русская народная вышивка как феномен культуры", культуролог Светлана Валькевич


Первое о чем необходимо сказать это об отсутствии единого символического значения традиционной русской вышивки и ее составных элементов. Не существует энциклопедии, основанной на каталоге этнографических узоров с описаниями значений вышивки, опирающемся на конкретные полевые исследования в регионах России. Материал, который нам доступен сегодня, в основном содержит авторские, в широком смысле, расшифровки мотивов вышивки, либо это строго региональная описательная орнамика. Носители традиции “никогда” не символизировали узор на собственной одежде и предметах быта. Отвечая на вопрос этнографа о значении узора, носитель традиции обычно говорил о его функциях, практичности: обережной, повседневной, социальной, обрядовой, родовой (так вышивала моя мать/бабка).


Глядя на вышивку как на знак мы видим конкретную форму, а вот содержание знака это по большей части абстрактно-субъективное, опять же в широком смысле, видение. Наделять вышивку субъективным символизмом может и конкретная личность и культура. Например, определенная трактовка узора в зависимости от местности или сообщества.


Для того чтобы увидеть универсальный сюжет в вышивке нужно провести масштабный сравнительный анализ, исследовать тонны регионального этнографического и мирового материала. Тогда мы с уверенностью сможем сказать что, например, элемент на рукаве рубахи в составе вышивки, означает обращение к природе с просьбой защитить урожай. Однако, универсальные трактовки узоров конечно же существуют. Они по большей части основаны на культурно-исторической и мифологической интерпретации, чем на конкретных данных от людей, использующих вещи с вышивкой или узором, т.е. носителей традиции.


Так как же нам быть, если мы все же хотим увидеть в вышивке не только форму, но и символизм?


Во-первых, здесь работает принцип реальности или потребности. Нам встретился тот или иной узор и мы интуитивно наделили его определенным символическим значением и смыслом, значит сейчас психика нуждается в этом смысле, следовательно трактовка, принадлежащая в конкретный момент конкретному узору, верна, но на локальном уровне.


Вот несколько критериев на которые мы можем опираться при трактовке традиционного узора, в том числе вышивки:


  • Тип орнамента, сюжет: геометрический, растительный, животный, птичий, антропоморфный.


  • Локализация: предметная и ландшафтная. Одежда и элементы костюма, инструменты для работы и рукоделия, предметы утвари, жилище.


  • Местность или этническая принадлежность.


  • Орнаментированный материал (свойства, происхождение).


  • Материал, использующийся в самом орнаменте (нитки, краски, ленты, природные ресурсы).


  • Сведения об авторе (возраст, статус, мастерство вышивальщицы или ремесленника).


Когда у нас собралось достаточно фактических данных об узоре. Мы можем составить определенный портрет с данными и начать расширять имеющийся материал через культурно-исторические, мифологические и этнографические источники.


В какой-то момент станет очевидно, что некоторые сведения более интересны, чем другие, что указывает на потребность психики в конкретном материале. Таким образом психика ищет подходящую форму для выражения собственных процессов и содержаний, через, в нашем случае, конкретный орнамент, который привлек внимание.


С вышивкой в аналитической практике мы можем работать как со сновидением. Где-то ограничиваясь молчанием и восприятием узора как фигуры из природной среды, в другом случае следуя за образом через арт-терапию и символизацию.


В коллективном представлении язык орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели традиционных орнаментов обращались к природе, в широком смысле (бытованию, мироустройству). Мастера и мастерицы используя и перерабатывая увиденное, упрощая и стилизуя, сохраняли самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, семейным ценностям и понятиям о красоте.


К примеру, если вас привлек, растительный орнамент. В широком контексте это может означать необходимость обращения к инстинктам, календарно-природной цикличности, корням и предкам, сенсорике и телесности.



Полотенце. Начало XIX века. Ростовский уезд Ярославской губернии


P.s. На семинаре, посвященном обрядам перехода "Горюшко", мы обращаемся к мотивам и сюжетам традиционной вышивки наших "прабабок". Следом непременно возникает вопрос о толковании этих узоров. Приглашаю и вас поразмышлять о вышивке в контексте необходимости найти ее символическое значение.


Буду рада вашим историям и обратной связи. Какие у вас отношения с вышивкой буквальные или символические?



bottom of page