Модуль "Поленица". Фартук-передник.
Традиционный гардероб Поленицы/Амазонки. От коллективных одежд к собственной идентичности. Заземление.
Не удержишь в затворенной келье –
Мне туда, где за взмахом орла
Понеслась с соловьиною трелью
Из кленового лука стрела.
Мне туда, где звенит о шеломы
Быстрых сабель отточенный свет,
Где со смертью так близко знакомы,
Словно братствуют тысячи лет.
Где ветра на кургане забытом
Колыхнули соленый ковыль...
Мне туда, где звенит под копытом
Русских песен далекая быль.
А. Белянин
Издревле она держится в стороне от глубоких межличностных отношений. Попирает культурные ценности и не признает авторитетов. Она сестра, которая подражает брату. Она вдохновляет и провоцирует. Она виртуозно управляет небольшой фермой, крупной корпорацией и государством, обеспечивая собственное окружение достатком. Однако ее женская идентичность часто оказывается размытой. Она мастерит из прялки лук со стрелами, натягивая пряжу как тетиву. Домашняя скотина превращается в ретивого коня, непаханое поле в поле битвы. Это Амазонка – четвертая сестрица-поляница – фигура психического мира.
Амазонка предстает перед нами во всей красе в сияющих доспехах, разменяв традиционную одежду праматери на современный костюм. В начале пути ей претит обилие ткани, она предпочитает кожу и мех.
На семинаре нас ждет встреча с четвертой представительницей феминного в индивидуальной и коллективной психике - иррациональной фигурой. Опираясь на исследование юнгианки Тони Вульф, мы изучим характерные проявления архетипического образа Амазонки в женской психике, на оси Эго Самость и в коллективном поле.
«Увеличение материальной зависимости, физическое насилие, неразборчивость в сексуальных отношениях, чрезвычайно высокий темп жизни, не дающий возможности почувствовать человеку свою внутреннюю пустоту, - все это указывает на утрату важной составляющей человеческого бытия. Если мы находим себе опору в поверхностной жизни, у нас постепенно появляется некое отупление и мы испытываем нехватку внутренних ресурсов, которые дали бы нам новое ощущение жизненной силы.»
Нэнси Куоллз-Корбетт, «Святая проститутка. Архетип вечной женственности.»
На семинаре мы присмотримся к меняющемуся гардеробу Амазонки, чтобы исследовать характерность данного типа:
-
одежды вошедших в историю Амазонок с полотен художников, позволят нам распознать ценности и потребности коллективного психического, обращенного к этой фигуре и собственные отношения с этой фигурой как составляющей индивидуальной психики.
-
личные предпочтения в одежде отразят качество отношений между Амазонкой и ее тремя сёстрами – фигурами психики и функциями сознания.
-
пояс Медиальной женщины, туго повязанный Амазонкой на талии вместе с отрезком ткани, превратится в сакральный предмет одежды - передник, связывающий послания из бессознательного с индивидуальным опытом в человеческой психике.
И узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Бытие 3:7
Передник, в виде традиционного предмета одежды, послужит для нас метафорой-проводником к сути фигуры Амазонки. Созданный человеком из природных материалов, в момент рождения сознания, передник удивительным образом сохранил свою изначальную идею, в какой-то степени форму и назначение. Амазонка, будучи представительницей природного мира – «госпожой растений и животных» - умело приспособила его к своему гардеробу, перво-наперво соорудив из передника широкий пояс или корсет для защиты от врагов. Для зрелой Амазонки передник становится сакральным предметом одежды, пригодным для работы по дому, земледелия, ношения детей, защиты от сглаза, а также важной составляющей творческой деятельности.
Мы проследим появление и исчезновение в жизни современной женщины, такого предмета одежды как фартук. Бабушкина стряпня, собственное шитье на уроках труда, готовка. При этом, надевая фартук, женщина непременно попадает во времена Древнего Египта, Греции и Рима, когда фартук подвязывали лишь мужчины-правители.
Осознавая и исследуя историю одного предмета гардероба, мы увидим исторический, символический и психологический жизненный путь Амазонки как составляющей человеческой психики.
«Для обоих полов эта высшая фаза конфронтации и индивидуации начинается под воздействием феминности: у мужчин посредством Анимы, которая приводит к самости; у женщин – посредством собственной женской идентичности, а не комплементарной маскулинности. В этом смысле фемининность становится ключевым элементом; именно интеграция фемининности завершает индивидуацию человека каждого пола. Маскулинность способствует появлению сознания из первичного бессознательного; фемининность способствует достижению целостности сознания благодаря возобновленному контакту с бессознательным.»
Энн и Барри Улановы, «Трансформация сексуальности: архетипический мир Анимы и Анимуса»
__________________________________________
Ведущая семинара аналитический психолог, арт-терапевт, фольклорист Катерина Плетнер.
Семинар проводится в марте в рамках модуля "Амазонка" из цикла "Четыре Вечные Женщины". Стоимость участия в семинаре – 3000 рублей. Продолжительность встречи пять часов с перерывом на чай.
Регистрация по почте jungfourwomen@gmail.com или через сайт.
P.s. На семинар я попрошу вас принести любую вещь в оттенках зеленого цвета.