top of page

Модуль "Сватья". Кокошник.

Традиционный гардероб Сватьи/Гетеры. От коллективных одежд к собственной идентичности. Партнерство.

Дочь – бесконечная мать.
Мать – бесконечная дочь.
И не пытайтесь понять.
Но попытайтесь помочь
Матери – дочь доносить,
Глупую, старую дочь,
Дочери – мать выносить
В ночь. В бесконечную ночь.

Вера Павлова

 

 

Приглашаю вас исследовать фигуру коллективной психики и тип индивидуальной женской психики, обозначенный Тони Вульф как Гетера. Я называю эту фигуру - женщина готовая к партнерству, умеющая создавать отношения и находиться в них.  


В начале мы невольно окажемся свидетелями продолжения мифа о Персефоне. Теперь Матери предстоит спуститься в преисподнюю, а Гетера как дочь поднимется в сознание в качестве ведущей функции. В этом переходе они обе сойдутся в Коре - вечной девушке - трансформируясь и продолжая бытие. Карл Юнг пишет об этой мифологической паре следующее: 


«Их необходимо рассматривать как двойной образ, каждая из половин которого - идеальное дополнение другой половины. Персефона - это прежде всего Кора своей матери: без нее Деметра не была бы Матерью.»


Возникновение Гетеры прежде всего переживается как символическое появление Дочери, ведь “вначале была Мать"


Сестра, бунтарка, соперница, подруга и(или) спутница мужчины. Так или иначе психика, обусловленная ведущим типом Гетеры, продолжаясь в Дочери, оставляет Мать позади или в глубине бессознательного, опираясь на Логос. 


 « <…> каждая женщина простирается назад - в свою мать и вперед - в свою дочь. Это участие и смешение порождают характерную неопределенность в отношении времени: женщина живет раньше, как мать, а позже, как дочь. Память сознания об этих связях порождает ощущение, что ее жизнь простирается над поколениями - первый шаг к непосредственному переживанию и убеждению в пребывании вне времени, что несет с собой и чувство бессмертия.»


К.Г. Юнг, «Психологические аспекты Коры»
 
Мы будем исследовать принцип феминного и тип женской психики Гетера, используя метафору Гардероба Гетеры.


• Обратившись к традиционному наряду южно-русских крестьян, в больше степени к женским головным уборам,  символически представляющими в коллективном главный атрибут Гетеры и к собственным одеждам, мы исследуем основные проявления фигуры Гетеры как части психики: позитивные и негативные аспекты, незрелые и истинные черты, а также персону, тень и анимус женщины с преобладающим типом Гетера.


• Создавая эскизы из ткани, мы запечатлим отношения между эго и бессознательным в личной истории, определяя место Гетеры в собственной психике.


• Углубиться в понимании архетипической основы типа и его проявлений в индивидуальной психике нам поможет традиционный женский костюм, из разных времен, собранный из буквальной и символической одежды. 

Гетера привносит множество очаровывающих ее окружение историй. Она красива, умна, вдохновенна и деятельна. Множество мужчин готовы припасть к ее ногам. В сильных своих проявлениях она невозмутима, грациозна и обладает безупречным вкусом во всем. 


Вместе с тем, умение и потребность Гетеры поддерживать и вдохновлять мужчин таят опасность для нее самой, в виде потери собственной идентичности. Не менее коварно и обыкновение незрелой женщины-Гетеры оставаться рядом с мужчиной в качестве предмета роскоши. 


Однако, зрелая Гетера эта та самая женщина, которая «осмеливается нарушить правила». Она открыто выражает собственную позицию и, для начала, эту позицию имеет, умело и структурно ее формулируя, в идеале осознавая собственные чувства. 


Дружба с Гетерой, присутствующей в коллективной психике в качестве представительницы феминного, может научить нас разного рода премудростям, которые пригодятся в повседневной жизни. Дипломатии, дружбе, поддержке, независимому взгляду и конечно партнерству. Кстати, вести продуктивный диалог с маскулинным миром тоже ее скилл (навык)). 

___________________________________________________


Ведущая семинара аналитический психолог, арт-терапевт, фольклорист Катерина Плетнер.
Семинар проводится в декабре в рамках модуля "Гетера" из цикла "Четыре Вечные женщины". Стоимость участия в семинаре – 3000 рублей. Продолжительность встречи пять часов с перерывом на чай. 

Регистрация по почте jungfourwomen@gmail.com или через сайт.

P.s. На семинар я попрошу вас принести любую вещь в оттенках синего цвета.

bottom of page